Авторское право        13 сентября 2018        56         0

Дополнительный отпуск за вредные условия

Дополнительный оплачиваемый отпуск

По сути, возможность предоставления дополнительных стимулирующих отпусков должна определяться работодателем. Однако ныне действующим законодательством это не установлено, и часть дополнительных отпусков стимулирующего характера осталась в ведении государства.

Если дополнительный отпуск предоставляется работникам данной организации на основании локального акта, все вопросы, связанные с его предоставлением и продолжительностью, регулируются организацией, издавшей этот акт, исходя из своих финансовых и производственных возможностей. Дополнительные оплачиваемые отпуска различаются по их продолжительности и по основаниям возникновения, по порядку предоставления.

Правила предоставления и оформления дополнительного отпуска за вредные условия труда

Если раньше для того, что бы работник имел право получать дополнительный отпуск было необходимо, чтобы наименование его должности соответствовало ЕТКС, то теперь, если в ходе проведенной оценки обнаружена вредность у других профессий, то отпуск полагается в любом случае.

В частности, для сотрудников МВД применяется приказ «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками ОВД РФ службы во вредных условиях» от 30.06.2014 № 549, где приведен перечень должностей и работ в системе МВД, для которых устанавливает вредность. Этим списком руководствуются при применении статьи 58 ФЗ«О службе в ОВД РФ» от 30.11.2011 № 342-ФЗ, которая как раз и регламентирует дополнительные отпуска.

Допотпуск за вредные условия труда

Данный отпуск предоставляется работникам, условия труда которых признаны вредными (2, 3 или 4 степени) или опасными. Вредность/опасность условий труда устанавливается по результатам спецоценки или по результатам проведенной до 01.01.2014 г. аттестации рабочих мест.

Так как дополнительный отпуск за работу во вредных/опасных условиях труда предоставляется пропорционально времени, отработанному в таких условиях (ст. 121 ТК РФ, Письмо Роструда от 18.03.2008 N 657-6-0 ), то соответственно, чтобы понять, сколько же дней отпуска «заработал» конкретный работник, необходимо посчитать время, отработанное во вредных условиях.

Рекомендуем прочесть:  Льготы на автомобильный налог для пенсионеров

Дополнительный отпуск за вредные условия труда

Поэтому и заявление на отпуск будет единым. Если работник хочет отгулять сразу весь отпуск, то он указывает его общую продолжительность и дату начала. Если же только часть, то необходимо указать продолжительность и период отсутствия. Одна часть отпуска не может быть меньше 14 дней. Дополнительный отпуск присоединяется к одной из частей.

  • оптимальные – то есть отсутствие вредных для здоровья работника факторов и условий;
  • допустимые – то есть вредные факторы присутствуют, но и показатели не превышают допустимой законом нормы;
  • вредные – то есть на рабочем месте есть факторы, значение которых значительно превышает допустимые;
  • опасные – то есть показатели вредных факторов настолько высоки, что есть вероятность развития у работника профессиональных заболеваний и, как следствие, полная утрата работоспособности.

Дополнительные отпуска за вредные условия труда в 2019 году

Работник обязан отгулять минимальный срок – 7 дней. Период свыше нормы может быть переведен в денежный эквивалент. Заметим, что далеко не все предприятия позволяют дополнительно гулять больше семи дней, поэтому право на получение компенсации фактически есть не у всех.

Работодатель не может обязать сотрудника отказаться от положенного отпуска в пользу компенсации. Процедура возможна только с согласия самого служащего. Условия замены дней отпуска на деньги прописывают в коллективных договорах или соглашениях. Идеальный вариант – сделать соглашение, прикрепленное к трудовому договору с работником.

Дополнительный отпуск за вредные условия

  • Посчитать число дней, фактически отработанных в таких условиях (берутся только те дни, когда человек трудился не меньше половины рабочего дня). Если напротив наименования должности в Списке содержится фраза «постоянно занятый», то суммируются только те дни, когда полный рабочий день человек находился «во вредных условиях труда».
  • Определить, сколько месяцев сотрудник выполнял работу в таких условиях. Для этого необходимо все дни работы во вредных условиях за год разделить на число рабочих дней в месяце. Если после деления получилось число с остатком, который меньше 0,5, то остаток следует отбросить, а если равен или больше 0,5, тогда производим округление до единички (т.е. до целого месяца).
  • «Список производств, … профессий и должностей…», о котором говорилось выше. В этот документ полезно заглянуть даже в том случае, когда уже есть специальная оценка. Дело в том, что для многих должностей, содержащихся в Списке, указана продолжительность отпуска, превышающая 7 дней. При таких разногласиях Верховный Суд РФ предписывает использовать именно Список.
  • Коллективный договор и отраслевое соглашение, в которых отражены результаты спец. оценки условий труда.
  • Локальный нормативный акт. Это может быть положение об оплате труда, распоряжение ли приказ руководителя, положение о предоставлении отпусков. В этих документах можно установить для работников организации (на основе специальной оценки) дополнительные дни отпуска (превышающие законодательно установленные).
Рекомендуем прочесть:  Исковые сроки по трудовым спорам

Сколько нужно проработать во вредных условиях, чтобы получить право на дополнительный отпуск

Я работаю медсестрой в процедурном кабинете и в по­рядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки са­нитаркой в рентгенологическом кабинете. Проработав в таком режиме в течение 6 месяцев, обратилась в от­дел кадров с заявлением о предоставлении мне основ­ного и дополнительного отпуска — за работу во вред­ных условиях труда, но получила отказ. Сколько нужно проработать, чтобы получить право на дополнитель­ный отпуск?

Перечень категорий работников, которым устанавливается еже­годный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый харак­тер работы, а также минимальная продолжительность этого отпу­ска и условия его предоставления должны определяться Прави­тельством РФ. Однако до сих пор Правительство РФ не выполни­ло указаний законодателя, содержащихся в ст. 118 и 350 ТК РФ. По этой причине руководителям ЛПУ приходится руководство­ваться формально действующими, однако морально устаревши­ми нормативными актами или актами смешанного, а также меж­отраслевого экономического направления (далее — акты общеэко­номического использования).